«Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних»
Принято считать, что самое безопасное место для ребѐнка –это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребѐнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нѐм. Однако в последнее время всѐ чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др. Причѐм утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом. В последние десятилетия к насилию, совершаемому родителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, было отнесено физическое, сексуальное и психологическое насилие. Агрессорами часто выступают родители, мачеха или отчим, приѐмные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители. Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т. е. применения к нему мер физического и (или) психологического воздействия. Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребѐнка,особенно если они исходят от уважаемого взрослого человека, каковым является родитель. Семейное насилие применяется с целью обретения полной власти и контроля над ребенком. Иногда родители намеренно совершают над своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, чтобы унизить и контролировать своего супруга или сожителя. Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами: если насилие уже имело место, то обычно с течением времени частота его повторения и степень жестокости возрастают; насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком; часто наблюдается сочетание различных видов насилия; он переживает последствия акта насилия. Физическое насилие–это прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, в толчках, пинках, шлепках, пощѐчинах и т. д.
Физическим насилием считаются удары, избиение, удушение, царапание, дергание за волосы, отравление, ожог и причинение физических страданий другими способами, агрессивный физический контакт (толчки, пинки, бросание предметов в человека), ограничение его передвижения, физическое ограничение свободы. Ситуации домашнего насилия возникают, когда родители: рассержены на ребѐнка; не знают, что делать, если ребѐнок поступает не так, как надо, то есть не находят форм ненасильственного наказания; сами подвергались насилию в детстве и не знают других способов обращения с детьми; хотят показать своѐ превосходство в семье или «отомстить» супругу (родственникам); устали, находятся в состоянии депрессии, плохо себя чувствуют; имеют проблемы в отношениях друг с другом; не могут исправить отклоняющееся поведение ребѐнка; сами имеют черты характера, не способствующие нормальному психологическому климату в семье; пытаются следовать чужим советам в воспитании, не желая при этом понять собственного ребѐнка; неверно трактуют требования педагогов и других взрослых к их ребѐнку; не могут найти методы исправления плохой успеваемости детей; не могут разграничить поступок ребѐнка и его мотив, требуют от ребѐнка выполнения правил, которые нарушают сами; не могут удовлетворить потребности, настойчивые просьбы ребѐнка по материальным причинам; не верят ребѐнку, считая, что он что-то скрывает; не владеют полной информацией о чувствах, переживаниях ребѐнка по поводу тех или иных семейных ситуаций и обстоятельств. Любой вид жестокого обращения с детьми ведѐт к самым разнообразным последствиям, но всех их объединяет одно –ущерб здоровью ребѐнка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдалѐнные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения. К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для сотрясения головного мозга. Ответом на любой вид агрессии становятся острые психические нарушения. Они могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых- младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причѐм порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Среди отдалѐнных последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребѐнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Что касается подростков, то физические наказания не улучшают их поведение. Скорее, они способны вызвать обратную реакцию: у подростка появляются жажда мести, обида и возмущение; развиваются такие качества, как трусость и изворотливость. Психологическое (эмоциональное) насилие–периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребѐнка или его отвержение со стороны родителей или лиц, их заменяющих, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. К формам психологического насилия относят отвержение, терроризирование, угрозы, изоляция, игнорирование, эксплуатация или растление –поощрение или принуждение ребѐнка к девиантному поведению (антиобщественные, преступные или саморазрушающие действия), злоупотреблению алкоголем или наркотиками, к проституции, а также финансовая эксплуатация ребѐнка.Этот вид насилия терзает жертву изнутри. Родителям надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы ребѐнка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребѐнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка. Сексуальное насилие –это принуждение человека силой, угрозой или обманом, вопреки его желанию, к какой-либо форме сексуальных отношений, развращение –вовлечение ребѐнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей. К сексуальному насилию относится демонстрация взрослым человеком ребѐнку своих половых органов; ласки и прикосновения к половым органам ребѐнка; сексуальные игры и половой акт с ребѐнком; демонстрация или просмотр с ребѐнком материалов порнографического содержания;
Вовлечение ребѐнка в изготовление порнографической продукции; вовлечение ребѐнка в занятия проституцией. Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований –до 80%). Одним из достаточно распространѐнных видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест –сексуальное насилие над ребѐнком со стороны кровного родственника. Принуждение к сексуальному насилию может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы. Насилие может также совершаться, когда человек, принуждаемый к сексу, не способен дать на это своего согласия, например, если он пьян, находится под действием наркотика, заснул или психологически не в состоянии оценить ситуацию. Большой общественный резонанс вызывают насильственные преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних. За 2018 год их количество увеличилось (259, +79) за счет роста числа пострадавших от преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы (109, +58). При этом 51 (+20) несовершеннолетних признан потерпевшим по уголовным делам, возбужденным по ст.168 УК Республики Беларусь(половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста). Большая часть лиц (80%), привлеченных к уголовной ответственности по ст. 168 УК, совершили преступления в возрасте от 18 до 21 года, т.е. имели незначительную разницу в возрасте с потерпевшими. Во многих случаях фактически можно говорить о длительных близких отношениях, начало которых имело место до достижения потерпевшими 16-ти лет. Факты совершения противоправных действий против половой неприкосновенности детей имели место в учреждениях, где осуществлялся образовательный и воспитательный процесс, а также в учреждениях здравоохранения.
Конечно, получить достоверную картину распространѐнности этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребѐнок вырастает. Это объясняется целым рядом причин. Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребѐнок просто никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой –боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребѐнка в том, что он должен хранить тайну, не «выносить сор из избы»,что, если обидчик будет осужден, семья «лишится кормильца».К внешне наблюдаемым показателям сексуального насилия относятся отказ от прогулок, неусидчивость; порванная одежда; окрашенное или испачканное кровью нижнее бельѐ; боль или зуд в области половых органов; венерические заболевания и ИППП; беременность. Последствия сексуального насилия для ребѐнкасамые тяжелые. Какую информацию усваивает ребѐнок, испытавший сексуальное насилие? Он думает: если взрослые ласково обращаются с ним, то они хотят заняться сексом; невозможно получить то, что хочешь, если не вести себя сексуально; взрослые способны причинить боль, а родители могут не встать на защиту; мир –это ужасное место, где твои чувства не принимаются врасчѐт.Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье. Наиболее частой причиной домашнего насилия является алкоголь. Еще в1975 году 38-я сессия Всемирной организации здравоохранения официально признала алкоголь наркотиком, разрушающим здоровье человека. Спиртное –точно такой же наркотик, как марихуана, гашиш, героин. В настоящее время учеными доказано, что нет безопасных, а тем более полезных доз алкоголя: так, 100 г водки губит 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга. По оценке Всемирной организации здравоохранения, от злоупотребления алкоголем ежегодно умирают 2,5 миллиона человек, значительную долю которых составляет молодежь. Употребление алкоголя во всем мире является третьим ведущим фактором риска расстройств здоровья. Самые разнообразные проблемы на почве алкоголя могут иметь тяжелейшие последствия для индивидов и их семей и серьѐзно влиять на жизнь общества. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Неслучайно среди причин разводов в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80%. В настоящее время в странах СНГ примерно половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа. Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех еѐ членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания –всѐ это ведѐт к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребѐнком во взрослую жизнь и в собственную семью. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Именно поэтому в нашей стране ведѐтся активная работа по формированию здорового образа жизни населения. Здоровая семья–это семья, которая ведѐт правильный образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток. Если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своѐ здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Можно выделить следующие причины совершения преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних:
-Неосведомленность граждан об уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних
-Нежелание сообщать на ранней стадии о противоправных деяниях указанной категории по причине страха, стыда
-Широкое распространение информации, в том числе посредством сети Интернет различных форм сексуального поведения и трансформация взглядов в отношении к традиционным социальным нормам и моральным устоям
-Семейное неблагополучие. В феврале 2018 года во все заинтересованные ведомства направлен алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, разработанный МВД Республики Беларусь совместно с Министерством образования Республики Беларусь.
Педагогическим работникам при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
-Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы.
-Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму
-Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.
-Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются: неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями; несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев; противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка; обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего; отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью; неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить; обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
Данные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имеет место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание в первую очередь родителей и педагогических работников. Также поводом для информирования законных представителей обучающихся или сотрудников ОВД о наличии признаков насилия может быть: информация, поступившая от ребенка; информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего; информация, поступившая от работников учреждения образования; информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан; информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком; информация, поступившая от работника медицинского учреждения. При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно информируют об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования. Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках насилия незамедлительно сообщает в управление (отдел) образования, спорта и туризма горрайисполкома и ОВД для принятия мер реагирования. В тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы. Кроме этого поручает педагогу-
психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях установления причин травм и ребенка и оказания ему психологической помощи. Незамедлительно информируются родители, опекуны, попечители, если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.