Профилактика абортов

Профилактика подростковой беременности и абортов

Проблема охраны репродуктивного здоровья населения, особенно подростков и молодежи, для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества в современных условиях приобретает особую медико-социальную значимость. Социальная значимость здоровья подростков o6yсловлена тем, что они представляют собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный резерв общества.

Подростковый возраст – это критический период, в который приобретаются знания и навыки, а также ценности, которые могут сохраниться на всю жизнь. Для того чтобы обеспечить свое благополучие и быть в состоянии активно участвовать в развитии своей страны, они должны приобрести профессию и жизненные навыки, а также получить знания и услуги в области охраны собственного здоровья. Формирование нынешнего поколения происходит в условиях информационных и коммуникационных технологий и глобализации. Во-вторых, молодежь является одной из групп населения с высокой распространенностью ВИЧ- инфекции. Почти четвертая часть ВИЧ-инфицированных людей моложе 25 лет. Молодой возраст отличается особой уязвимостью и ограниченными возможностями.

По медицинским показателям, ранней считается беременность, наступившая у девочки в возрасте до восемнадцати лет. Только к восемнадцати годам организм девушки уже достаточно сформирован и полностью готов к вынашиванию и рождению малыша. Поэтому беременность и роды в юном возрасте могут быть опасными как для жизни мамы, так и для малыша заканчиваются абортами, еще около 15% – это выкидыши. И только 15% девочек могут благополучно донашивать и рожать малышей. Раннее начало сексуальных отношений в сочетании с низким уровнем знаний в этой области, плохой осведомленностью о средствах и методах контрацепции и недостаточным их применением приводит к росту числа беременностей у подростков и, как следствие, к увеличению числа абортов, неблагоприятных исходов родов и ухудшению репродуктивного здоровья подростков.

 

Часто подростковая беременность заканчивается абортом. Аборт, особенно первый, чреват самими разными осложнениями, вплоть до бесплодия. Так называемое «вторичное бесплодие» наступает практически у каждой второй девушки, сделавшей аборт. Как бы удачно он не был сделан — это серьёзный гормональный срыв цикла, сильный стресс. Другие распространённые последствия аборта — это воспалительные процессы, от которых потом приходится долго лечиться.

Кроме медицинского аспекта у данной проблемы существует еще и социальный аспект, учитывающий межличностное отношение и взаимодействие членов семьи. Какой родитель будет счастлив, узнав, что его пятнадцатилетняя дочь беременна? В лучшем случае, если семья девочки примет такую новость стойко, без упреков и конфликтов, и постарается морально поддержать подростка. Выходит, и так, что большинство родителей сами отправляют свою дочь на аборт, уродуя психику и здоровье ребенка.

Искусственное прерывание беременности калечит и организм, и душу девочки. После абортов многие девушки уже никогда не смогут иметь детей. Чем младше возраст забеременевшей девушки, тем опаснее процесс вынашивания ребенка и последующие роды для нее. Девушки, забеременевшие в возрасте от тринадцати до шестнадцати лет, тяжелее вынашивают малышей, у них намного чаще развиваются различные патологии беременности (например, анемия, сильный токсикоз или плацентарная недостаточность), ввиду этого в три раза повышен риск выкидыша.

Беременность у девочек–подростков 13-17 лет с психологической точки зрения деструктивно влияет на развитие их эмоционально – волевой сферы, ценностных ориентаций, на формирование полового и материнского поведения. Это относится как к «неблагополучным», так и к благополучным» (по факторам желанности и «законности») беременностям юных.

Большинство исследователей в половом воспитании видят не только информирование по вопросам биологии и контрацепции. Главное — воспитать позитивные стандарты у подрастающих поколений и дать основы нравственности: формирование ценностей здорового образа жизни, самоценности детей, сознательного отношения к родительству, позитивных брачно-семейных установок, культуры гендерных отношений.

Только так можно добиться положительных результатов в решении проблемы. Охрана здоровья, действительно, начинается с информирования. Но дети не должны получать информацию о вопросах пола на улице. Все начинается только в семье. А у медиков они могут получить ответы на более конкретные вопросы.

Половое воспитание не сводится к вопросам контрацепции и защиты от болезней, но выступает как часть процесса формирования личности, оно включает в себя не только проблемы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты.

Материал подготовила врач акушер-гинеклог УЗ «Славгородская ЦРБ» Л. Гудкова