Как подготовить старшего ребёнка к рождению младшего
Возможные проблемы и пути их решения
Наверное, у каждого из нас есть в окружении примеры тёплых и доверительных отношений между братьями и сёстрами, когда они заботятся, помогают друг другу, общаются и остаются лучшими друзьями на всю жизнь. Практически решающую роль в установлении хороших отношений между старшими и младшими детьми играют родители. И позаботиться об этом желательно, когда младший только в проекте.
Реакция на появление младшего ребёнка может быть негативной — дети могут замыкаться в себе, плакать, истерить, быть жестокими, в попытках привлечь к себе внимание (даже негативное) могут портить вещи, вести себя вызывающе, пытаться «оторвать» младшего от мамы или ударить/ущипнуть его, требовать отнести младенца обратно в роддом, отдать, выбросить, по мере взросления младшего ребёнка могут начать его подставлять. Детская изобретательность в этом вопросе иногда поражает воображение.
Здесь важно отметить, что дети (особенно маленькие) не способны оценить, какой урон они могут нанести – понятие «жестокость» для них за гранью понимания – они не чувствуют опасности и не рассчитывают силы. Все действия ребёнка направлены только на то, чтобы понять любят ли его по-прежнему так же сильно, как раньше. Вы ведь помните о том, что «ребёнок больше всего нуждается в любви, когда меньше всего её заслуживает»?
Позвольте ребёнку испытывать негативные чувства: гнев, раздражение, обиду, ревность – это естественное чувство: малыш боится потерять любовь мамы и папы. Дайте ребёнку поделиться с Вами своими переживаниями и тревогами. При этом сделайте акцент на том, что он может злиться на малыша и может Вам об этом говорить, но не может быть его, кричать или причинять вред.
Хуже, если ребёнок подавляет свои негативные переживания в стремлении «быть хорошим» для окружающих: пока родители умиляются, как он помогает и любит своего младшего братика/сестричку, старший бесконечно сюсюкает, обнимает, гладит или целует кроху, а спустя время начинает сосать пальцы, грызть ногти, появляются такие симптомы, как энурез, энкопрез, тики или заикание. Помогите ребёнку выразить негативные эмоции через рисунок или игру, проконсультируйтесь с детским психологом. И не забудьте увеличить дозу родительской любви и внимания.
Если старший игнорирует младшего, дайте ему время, не настаивайте. Можете мягко указывать на то, как младший тянется к старшему, как радуется ему. Оставшись наедине со старшим, посмотрите вместе его младенческие фотографии, расскажите какие-нибудь забавные истории.
Распространённой является ситуация, когда старший отнимает у младшего игрушки. Вы, наверняка, очень быстро заметите, что делает он это не из-за желания поиграть с ними. В этом случае попробуйте заинтересовать старшего ребёнка новыми игрушками – отправьтесь вместе в магазин, порассматривайте игрушки, расскажите, что погремушки, например, для маленьких деток, а он уже вырос и ему теперь можно купить вот такую игрушку (которую раньше купить не могли, потому что был слишком маленький для неё). Предложите старшему ребёнку выбрать что-то для братика/сестрички. Также можно сказать: «Везёт тебе, сынок, у тебя такие хорошие игрушки! У Светочки таких нет, дай ей немного поиграть твоей пирамидкой, а ты пока покажи мне свой рисунок с морем – он мне так нравится». Будет неплохо, если еще до появления младшего ребенка Вы научите старшего меняться игрушками, а не отбирать их (например, на детской площадке).
Случается, что старший ребенок «впадает» в детство – имеет место регресс. Если старший просится на ручки, много плачет, просит грудь или покормить его с ложечки, одеть, покачать, или начал писать в штанишки, не ругайте его и не стыдите — он делает это не специально. Ребенок, реагируя на новую семейную ситуацию, вернулся на предыдущую стадию развития, в прошлое, где ему было комфортно и безопасно, мама была всегда рядом и только его. Не пугайтесь и не пытайтесь подавить чувства ребёнка — лучше поиграйте: оденьте памперс, запеленайте, покачайте на ручках, спойте колыбельную. Постепенно ребёнку надоест такая игра, и он выберет себе более подходящее по возрасту занятие. В повседневной жизни сажайте ребенка к себе на колени, читайте и рассматривайте книги, интересуйтесь его делами, смотрите в глаза, рассказывайте сказку перед сном, пойте колыбельные.
Ревность имеет место в том случае, если старший ребёнок чувствует себя лишним, поэтому важно проявлять терпение и всячески показывать ему, что он очень важен, нужен, значим и любим.
Психолог УЗ «Славгородская ЦРБ» А.А. Лазбенкова